Взаимодействие ОО с родителями (законными представителями) воспитанников
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:
· специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
· выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
· традиций культурно-досуговой жизни ДОО.
4. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
5. Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ООП-ОПДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
6. Активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охрана и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равноответственность родителей и педагогов.
Одним из важных условий реализации ООП- является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медсестра, родители.
Равноправие субъектов подразумевает:
· открытость к взаимодействию;
· возможность запросить, и получить информацию;
· инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
· возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Взаимодействие ДОО с родителями как одно из условий успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволит обеспечить ее эффективность, повысить качество образования при соблюдении следующих принципов:
- совместные усилия семьи и ДОО в оказании помощи и поддержки ребенку;
- уважение и понимание между родителями и педагогами, систематическое обсуждение вопросов воспитания, обучения и развития ребенка;
- проявление терпимости и деликатности в общении с ребенком;
- воспитание у детей уважения и доверия к взрослым (родителям, педагогу, близким людям).
Родители являются первыми педагогами ребенка. Одной из функций детского сада является оказание консультативно-методической помощи родителям в воспитании и обучении детей.
На сегодняшний день в ДОО осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли и развивали способности и др. Однако без партнерского взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.
Формы работы с родителями:
-коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
-традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
- внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОО;
- работа с родителями за пределами ДОО. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
По-прежнему лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание ДОО. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников
- Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
-Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
- Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей
-«Заочные» консультации - родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
- Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.
- Групповые собрания родителей— это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы)..
- «Круглый стол»- В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
-Родительский совет (комитет) группы -то группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОО.
- Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей, где родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОО. -.
- «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
- Клубы для родителей - данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений.
Досуговые формы взаимодействия с родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
К досуговым формам взаимодействия с родителями относят:
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
- Совместные походы и экскурсии.
- Благотворительный акции.
- Кружки и секции;
-Домашние гостиные;
- Работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
-Музыкальные и литературные салоны;
- Коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. К ним относят:
-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
-фотографии
-выставки детских работ
-стенды, ширмы, папки-передвижки
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями (Анкетирование).
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Письменные формы взаимодействия с родителями:
- Брошюры - помогают родителям узнать о детском саде.
- Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
- Бюллетень- можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
· положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
· совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса; свободой выбора участников деятельности.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания обучения ребенка, развития его личности.
Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может быть сформулирован как сочетание тёплого эмоционального отношения к детям (моральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий над запретами и наказаниями) с чётко определёнными правилами поведения, в пределах которых предоставляется достаточный контроль для личной инициативы.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Мы понимаем, что чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.
Инициаторами установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании и обучении детей.
Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют нашу направляющую роль в семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация нашей совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, т.е. включение родителей в деятельность детского сада.
Под включением родителей в деятельность по реализации целей и задач ООП-ОПДО понимается их участие в:
- стратегическом, тактическом, оперативном планировании на всех уровнях: организационных форм обучения, развития детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- согласовании программ (образовательной, программы развития), планов совместной работы; организации образовательного процесса;
- создании творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными достижениями;
- организации современной развивающей среды в группах и на территории дошкольного учреждения;
- привлечении родителей к оценке и контролю (общественная экспертиза) за качеством образовательного процесса.
Признаками сотрудничества с семьей по реализации ООП-ОПДО образования являются:
· осознание цели деятельности каждым участником образовательного процесса;
· личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
· положительные межличностные отношения;
· включение родителей и педагогов в общественные формы обсуждения и решения проблем в организации образовательного процесса, в том числе через сайт ДОО.
Подходы к взаимодействию с родителями по реализации ООП-ОПДО:
1. Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
2. Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
3. Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
4. Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и развития образовательной системы ДОО.
В основе совместной деятельности семьи и ДОО по реализации ООП-ОПДО заложены следующие принципы:
1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
2. Единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, средств, условий, результата развития ребенка.
3. Помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов и родителей.
4. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей педагогического коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
5. Постоянный анализ (с использованием общественной экспертизы) промежуточных и «конечных» результатов образовательного процесса (образования ребенка), с целью обеспечения успешности ребенка на каждом возрастном этапе развития.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи в ходе реализации ООП-ОПДО выстраивается по следующим направлениям:
· вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую деятельность;
· организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей;
· практическая помощь семье в воспитании ребенка;
· использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного воспитания;
· разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей;
· активизация педагогического самообразования родителей;
· расширение сферы дополнительного образования и досуговых услуг.
Показатели степени включения родителей в деятельность по реализации ООП-ОПДО
1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
· о нормативно-правовой базе системы дошкольного образования;
· о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;
· о педагогической деятельности в целом;
· о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
· об адекватных средствах и условиях развития ребенка;
· об особенностях образовательного процесса в детском саду;
· о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.
2. Владение необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса.
4. Удовлетворенность образовательными услугами.
Родители владеют необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; активно включаются в планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса; удовлетворены образовательными услугами.
Уважаемые родители (законные представители)!
У Вас есть возможность заполнить документы,
не выходя из дома и отправить на нашу электронную почту: orel_ds1@orel-region.ru
Образцы документов расположены в рубкике "Электронный документооборот"
- Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом №1 комбинированного вида и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего дошкольное учреждение
- Согласие на обработку персональных данных
- Заявление о приеме в МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
- Заявление об отчислении обучающегося из МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
- Заявление о переводе обучающегося в другую группу с изменением условий получения образования МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
- Заявление о зачислении обучающегося в ДОУ в порядке перевода
- Согласие на использование фото – и видеоизображений воспитанника
- Согласие на проведение педагогического и психологического диагностического обследования (мониторинга)
- Согласие на обработку персональных данных
- Заявление об отчислении в порядке перевода из МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида в МБДОУ
- Договор об оказании платных образовательных услуг Формы заявлений для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам
- Форма 1 - "Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе" – заполняется на ребенка с ОВЗ в том случае, если статус "ребенок с ограниченными возможностями здоровья" устанавливается на каком- либо этапе в процессе обучения в детском саду.
- Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе
- Форма 2 – "Заявление о согласии на прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, ребенка с ограниченными возможностями здоровья на обучение по образовательным программам дошкольного образования" - заполняется на ребенка, который на этапе приема в детский сад уже имеет установленный статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
- Заявление о согласии на прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, ребенка с ограниченными возможностями здоровья на обучение по образовательным программам дошкольного образования